Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента,  либо как и то и другое одновременно.

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативнаятревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

Также в психологии выделяют две основные формы тревожности:

открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения.

В категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом. Портрет тревожного ребенка выглядит так: Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается с детьми группы и неловко садится на краешек ближайшего стула. Он как бы ожидает неприятностей. Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство; причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, боятся играть в новые игры.

Одной из характерных для детей раннего возраста разновидностей тревожности является тревожность по поводу разлуки. У детей, посещающих ясли, этот вид тревожности проявляется по утрам, когда они прощаются с родителями. Так как для детей второго и третьего годов жизни характерны страхи перед незнакомыми людьми, малыши боятся оставаться с воспитателями. Некоторые из них боятся, что родители никогда не придут за ними.

Критерии определения тревожности у ребенка:

Постоянное беспокойство

Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо

Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи)

Раздражительность

Нарушение сна

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия; учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

В настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности детей выделяются факторы семейного воспитания, и, прежде всего система взаимоотношений «мать-ребенок».

При формальном подходе к воспитанию мать ограничивается обеспечением только витальных потребностей ребенка: кормит, поит, следит, чтобы он был одет по погоде. Эмоционального контакта с ребенком нет, он раздражает мать, не доставляет ей радости. Таких детей рано приводят и забирают последними из детского сада. Вопросов к воспитателю у матерей такого типа обычно не возникает, они избегают общения с воспитателем – не интересуются жизнью ребенка, не рассматривают его поделки на выставке работ, не слушают рассказ воспитателя и самого ребенка о том, как прошел день, могут не прийти на праздничный утренник и т. п.

Отсутствие эмоционального контакта с матерью приводит к постоянному стрессу у ребенка. Его стремление получить у матери поддержку неизбежно наталкиваются на ее холодность и не получает эмоциональной помощи, дающей ребенку уверенность в том, что он хороший, что его любят.

Это крайне неблагополучная ситуация для развития ребенка: он рано начинает чувствовать свою ненужность, у него формируется очень низкая самооценка, растет внутренняя напряженность. Сильные дети становятся агрессивными или демонстративными, стараясь любыми средствами привлечь к себе внимание окружающих; остальные становятся все более тревожными, замкнутыми, неуверенными, пассивными, неохотно идут на контакт с другими детьми и взрослыми; тем более что у них мал опыт общения – мама с ним почти не общается.

При авторитарном стиле воспитания в семье мать и остальные взрослые тоже эмоционально отдалены от ребенка. Они организуют жизнь в соответствии с твердыми нормами и правилами, без учета индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Он воспитывается в обстановке сплошных запретов, обязан точно и немедленно выполнять приказы взрослых. Не поощряется никакая инициатива, почти отсутствуют похвалы, зато часто присутствуют наказания. Не видя от матери поддержки и одобрения, ребенок теряет уверенность в собственных силах и становится либо агрессивным негативистом, либо тревожным, забитым, неуверенным.

Вступая в контакт с воспитателем группы, авторитарные матери проявляют односторонний интерес к жизни своего ребенка в детском саду. Бросаются в глаза их строгость, отсутствие похвал, улыбок, доброжелательных прикосновений к ребенку, бесчисленные замечания и обещание наказаний. Для таких родителей характерны вопросы типа «Ну, что он сегодня натворил? Дрался небось?» и просьбы: «Вы с ним построже! Его распускать нельзя». Они критически относятся к поделкам и рисункам ребенка, выражают сомнение в его возможностях Стремление занизить самооценку ребенка, хотя бы и неосознанное, типично для авторитарных родителей, а закономерным результатом такого отношения становится резко заниженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность, уклонение ребенка от любого задания.

Гиперопекающий стиль воспитания обычно объясняется крайне неуверенным, тревожным характером матери. Именно она определяет микроклимат в семье, проецируя свои личностные особенности на ребенка. Это очень частый источник появления тревожности у дошкольника: он просто копирует поведение и отношение к жизни самого близкого человека в жизни – матери.

Такая мама постоянно тревожится за ребенка, пытается оградить от всех, даже минимальных трудностей и вполне посильных задач. Она постоянно находится в теснейшем контакте с ребенком, заражает его своими тревогами. Пытаясь все сделать за него, мать лишает его самостоятельности. У ребенка формируется твердое убеждение в том, что он без мамы совершенно беспомощен, ничего не может сделать.

Родители такого типа активно контактируют с воспитателем, психологом и другими специалистами детского сада.

Они часто обращаются с претензиями к воспитателю в случаях конфликта с другими детьми из группы или с воспитателем.

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.     Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть причиной развития тревожной личности.

У родителей тревожных детей тоже часто бывает повышенный уровень тревожности. Иногда это состояние взрослого невольно передается детям. Например, как показывает практика, у тревожно-мнительных матерей, чрезмерно опасающихся за здоровье своего ребенка, дети в большей степени подвержены заболеваниям.

Мамы и папы должны помнить о негативном влиянии их собственного поведения и состояния (большое количество запретов, необоснованных замечаний, окриков, приказов) на повышение уровня тревожности их ребенка.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня глаз взрослого.

Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении.

М. И. Буянов утверждает, что воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных требований:

Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии ребенка, ясно, четко, однозначно выражать свое отношение ко всему, что может явиться объектом его восприятия. Это необходимо для формирования его собственной системы оценок окружающего необходимой каждому человеку.

Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое развитие, а также способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.

В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть постоянными и строится с учетом реальных его возможностей – это необходимо для формирования воли и других важных качеств для развития способности действовать исходя из сложившихся устойчивых оценок, а не узко ситуационно;

В-четвертых следует давать ребенку возможность накапливать опыт оценки ответственных действий; даже если он действует неверно по мере возможности следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действия и его результат в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в том случае он не накапливает достаточного опыта самооценки и к тому же оказывается склонным к импульсивным мотивированным поступкам.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Персональные данные

Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов образовательного процесса

© 2016, Детский сад № 15 города Братска